«В Кремле сделали вывод: будем уничтожать государство Украина»
Окружение Путина не верит в скорое окончание войны и ожидает эскалации конфликта
Дорогие подписчики, наша маленькая редакция работает только в интересах вас, наших читателей. И нам очень нужна ваша помощь. Поддержите нас здесь: Бусти (работает в России), Paypal, Patreon. Помогите нам продолжать делать независимую журналистику.
Президент Украины Владимир Зеленский завершил визит в США, не получив, как пишут западные СМИ, результатов, которые могут повлиять на ход войны. Ему не удалось добиться разрешения наносить западным оружием дальние удары по территории России и подвижек в процессе вступления Украины в НАТО – «план победы» Зеленского не впечатлил американское руководство. Запад не хочет повышать ставки, и на третий год войны даже самые последовательные союзники Украины начали говорить о необходимости переговоров с Кремлем.
За последние недели заявление об этом сделал канцлер Германии Олаф Шольц, который даже собирается позвонить Владимиру Путину впервые за два года. Пойти на территориальные уступки предлагает и бывший генерал НАТО, президент Чехии Петр Павел.
Однако сейчас Россия и Украина далеки от переговоров о мире. Обе стороны идут на обострение. Вторжение украинской армии на международно признанную территорию России продолжается уже два месяца. Зеленский заявил в ООН, что Россию нужно принудить к миру, а сделать это можно, только если Путин начнет проигрывать на поле боя. Кремль в ответ де-факто угрожает Украине и ее союзникам применением ядерного оружия, а также подготовил новый госбюджет, который предусматривает рекордные траты на военных и производство оружия.
Видя состояние и настрой своего начальника, люди в окружении Путина не верят в скорое окончание войны. В российской элите считают мирные переговоры отдаленной перспективой, а вторжение Украины в Курскую область называют большим ударом по самолюбию Путина.
Мы поговорили с несколькими высокопоставленными собеседниками во власти, которые регулярно общаются с Путиным, а также людьми, знакомыми с переговорными процессами между Россией и Украиной. Вот что они рассказали.
Еще в конце лета казалось, что завершение конфликта возможно в течение полугода-года. Собеседники обращают внимание на три факта.
Во-первых, смягчение риторики со стороны украинского руководства. Например, в июле Зеленский заявил о возможности референдума об условиях окончания войны с Россией. «Он уже не говорил “не отдадим ни пяди” и чего-то подобного», – вспоминает один из наших источников.
Во-вторых, масштабный обмен заключенными, которые провели Россия, США и страны ЕС. Главной мотивацией Кремля было желание Путина вернуть спецназовца ФСБ Вадима Красикова, однако сама возможность таких переговоров стала «полезным прецедентом». «Поругались, поторговались, но договорились и реализовали. Это повышает доверие», – говорит человек, который был в курсе переговорного процесса.
Наконец, в-третьих, российские и украинские военные руководители почти договорились о деэскалации. А именно – о взаимных ограничениях на удары по энергетическим объектам. Зафиксировать договоренности планировалась 22-23 августа в Катаре, на первой начала войны встрече российских и украинских военных.
«Это была бы win-win ситуация. В России примерно 15-20% нефтепереработки выведено из строя, у обеих стран впереди зима», – объясняет собеседник, который общается с участниками переговоров. По его словам, на столе были и более глубокие идеи деэскалации – например, не использовать некоторые особо разрушительные виды оружия и не наносить удары дальше определенного расстояния от линии фронта.
Однако встреча сорвалась из-за операции Киева в Курской области, писала газета The Washington Post со ссылкой на украинские источники. Обе стороны публично отрицали какие-либо переговоры. Позже Зеленский в интервью рассказал, что курская операция «показала россиянам правду <...> что Путин не побежал защищать свою собственную землю».
Реакция Путина на операцию украинских военных в Курской области была озлобленной. Хотя публично Кремль, как всегда, постарался преуменьшить значение случившегося, «для Путина это [вторжение на территорию России] было унизительно», говорит знакомый президента.
Операцию украинских войск в Курскую область Путин подробно прокомментировал лишь на шестой день, разразившись тирадой про «главарей киевского режима», которые хотят раскачать ситуацию в России: «О чём с ними [властями Украины] вообще можно говорить? <….> Противник, безусловно, получит достойный ответ».
Украина использовала подготовку ко встрече в Катаре в качестве завесы для курской операции – так теперь думают Путин и военные, утверждает один из наших собеседников.
«В Кремле сделали вывод: будем уничтожать государство Украина. Сейчас попахивает боем без правил, обе стороны думают, как сделать друг другу хуже», – продолжает источник. По его словам, Путин не станет торговать Курской областью в обмен на Донецк или Луганск, и перспектив для мирных переговоров сейчас нет.
Сторонники переговоров о мире во власти прямо сейчас – в меньшинстве. До вторжения в Курскую область был большой запрос на начало мирного процесса со стороны элиты, а сейчас его нет, признает санкционированный высокопоставленный чиновник. «Сложно даже заикнуться о мире, эти голоса будут подавлены», – добавляет он.
По словам другого чиновника, регулярно общающегося с Путиным, возможность мирных переговоров в обозримой перспективе окончательно умрет, если начнутся удары вглубь России западным оружием. «Это будет большая эскалация, и она вполне возможна», – считает он.
«Все зашло слишком далеко. Я не верю ни в какой мирный процесс. Пока Украина не развалится, ничего не закончится», – говорит руководитель крупного государственного предприятия, регулярно встречающийся с Путиным, передавая настрой своего начальника.
На просьбы Украины к США разрешить бить западными ракетами вглубь территории России Путин ответил угрозой ужесточить российскую ядерную доктрину так, чтобы даже на массированную атаку беспилотников можно было отреагировать ядерным оружием. Публично западные политики восприняли эти угрозы сдержанно.
Один из наших собеседников, который регулярно видится с Путиным, уверен, что тот пойдет на риск применения ядерного оружия только в случае открытой большой войны с Западом, а пока его сдерживают отношения с союзниками по БРИКС. Знакомый Путина считает, что тот «будет все внимательное присматриваться к ядерной кнопке», если его угрозы не будут воспринимать всерьез.
Кремль готов воевать долго. По словам одного из собеседников, курская операция может в итоге оказаться тактическим успехом Киева, однако развить его будет сложно. «Силы Украины истощаются. Кремль может такую войну, как сейчас, вести десятилетия, а Украина деградирует быстрее», – считает он.
Расходы на армию будут приоритетом для Кремля в ближайшие годы. В проекте госбюджета на 2025-2027 года заложены рекордные затраты на поддержку военных и производство вооружений. Только в следующем году – 13,5 трлн рублей (около $142 млрд). Это около 6,2% ВВП, что значительно выше чем, например, в США, Великобритании и Германии (данные Sipri).
С начала войны расходы Кремля на армию увеличились более чем в 3,5 раза и вместе с тратами на силовиков составят около 40% от всего бюджета.
Одновременно Россия переживает экономический бум. Государственный оборонный заказ ускоряет рост промышленности, а невероятный рост доходов населения стимулирует гражданский сектор экономики. США и их союзникам пока не удается лишить Кремль одного из главных источников доходов – денег от продажи нефти и газа. Согласно данным российского Минфина, с начала 2024 года они выросли на 56%.